тел. в Иркутске
8-3952-403-956
Оставить заявку

Основы эксплуатации «Мотолыги» и «Ушки»

Более полувека назад в далеком 1964 году был создан знаменитый МТ-ЛБ, в те времена никто, вероятно, и предположить не мог, что «Мотолыга» более 50 лет будет находиться в боевом строю, что Харьковский завод выпустит ее огромной серией - свыше двух десятков тысяч экземпляров - и что на базе МТ-ЛБ будет создано около 90 модификаций! Конечно, создавались не только новые модели, но и совершенствовались узлы и агрегаты, на МТ-ЛБ устанавливались новые, более «продвинутые» дизельные двигатели, но в основном эти изменения были «косметическими», поскольку сама по себе база тягача оказалась близкой к идеальной, позволившей устанавливать на ней самые разнообразные комплексы вооружений и использовать машину для самых широких армейских нужд. Однако, перейдем к гражданской жизни и нуждам гражданского населения, особенно проживающих в горно – таежной полосе и в условиях крайнего севера. Чуть не забыл, практически 50% нашей необъятной Родины - это геологи, нефтяники, золотари, геофизики, ну и конечно охотники, которым в своей нелегкой работе просто необходим данный «чудо-аппарат».

Практически в самом начале жизненного пути с 1967 года стал выпускаться модернизированный вариант МТ-ЛБ — МТ-ЛБУ. У этой модификации машины была несколько увеличена длина корпуса, появилось по одному дополнительному опорному катку с каждой стороны, на ней был установлен 300-сильный двигатель, и она стала прородительницей целого семейства специальных машин, насчитывавшего около 70 наименований. Из заводских ворот выходили всевозможные командно-штабные машины и машины управления огнем артиллерии и средствами ПВО, спецмашины для войск радиоэлектронной борьбы, войск связи,но вернемся на гражданские, так сказать, рельсы!!! Учитывая габариты и грузоподъемность «Ушки», она пользуется огромной популярностью и большущим спросом и спецов упомянутых выше. Но не надо забывать о правильном и своевременном проведении технического обслуживания транспортера-тягача, которое обеспечивает его постоянную техническую исправность и безотказную работу всех его агрегатов и механизмов. Выполнение технического обслуживания в установленные сроки обязательно независимо от технического состояния машины, времени года и суток. Высокое качество и быстрота проведения технического обслуживания во многом зависят от правильной организации и целесообразной последовательности выполнения всех работ, установленных для каждого вида технического обслуживания. Запрещается сокращать объем работ, предусмотренный каждым видом технического обслуживания, и уменьшать отведенное время в ущерб качеству их проведения.

Новые машины, а также машины, вышедшие с капитального ремонта, необходимо подвергнуть обкатке в объеме 300 км, а двигатели в объеме 50 ч работы, включая пробег на заводе-изготовителе. Обкатка проводится строго в соответствии с инструкциями завода-изготовителя.

1

При обкатке категорически запрещается:

  • нагружать двигатель до полной мощности;
  • допускать продолжительное движение на максимальных скоростях;
  • двигаться по тяжелым дорогам, а также по крутым затяжным подъемам.

Обкатку танков проводят в два этапа:

  • первый этап - пробег с половинной нагрузкой от номинальной в объеме 200 км;
  • второй этап - пробег с номинальной нагрузкой в объеме 100 км.

Машины под монтажом оборудования обкатываются со штатным оборудованием в полном объеме. Обкатку двигателя проводят согласно инструкции по эксплуатации.

После завершения обкатки:

  • необходимо заменить масло в двигателе, коробке передач, промежуточном редукторе, бортовых передачах, ступицах опорных катков и направляющих колес;
  • заполняются смазкой (прошприцовываются) все точки смазки независимо от указанной в карте смазки периодичности (кроме точек, требующих разборки узлов для смазывания);
  • соответственно подтягиваются все хомуты крепления соединительных шлангов систем охлаждения, питания топливом и смазки.

Каждый «Ас мехвод» и не только должен знать и соблюдать азы эксплуатации данной спецтехки в сложных условиях, а не звонить нам после каждой течки и с пеной у рта доказывать, что наступил ГАРАНТИЙНЫЙ СЛУЧАЙ!!!!!

Ну, как говорит культурная богема, обратимся к Марксу……, что же нам необходимо делать например в зимний период эксплуатации:

2

  • сливаем воду из системы охлаждения и стеклоомывателя, заправляем систему охлаждения низкозамерзающей охлаждающей жидкостью;
  • проверяем исправность средств подогрева и обогрева;
  • аккуратно отворачиваем болт, крепящий поворотный угольник дренажной трубки, и сливаем конденсат; проверяем, нет ли воды во впускных и выпускных патрубках;
  • при хранении машины на открытой площадке или в неотапливаемом помещении при температуре окружающего воздуха ниже минус 15°С не забудьте снять аккумуляторы и поставить их в помещение для хранения;
  • на открытой стоянке укрываем машину брезентом.

А если мы в пустынно-песчаной местности:

  • то постоянно проверяем уровень электролита в аккумуляторных батареях; при понижении уровня доливаем дистиллированную воду; очищаем отверстия пробок от пыли и грязи;
  • через 25—30 ч работы двигателя очищаем, продуваем или промываем фильтрующий элемент, бункер и циклоны воздухоочистителя;
  • техническое обслуживание, связанное с разборкой механизмов тягачей, в полевых условиях проводим только в укрытиях или палатках, исключающих попадание песка и пыли в механизмы «мэтла» и «ушки».

Что же мы будем делать в горной местности:

  • если ожидается понижение температуры воздуха ниже нуля, сливаем воду из системы охлаждения и стеклоомывателя (для уменьшения образования накипи слитую воду целесообразно использовать для повторной заправки);
  • не реже одного раза в три дня проверяем уровень электролита в аккумуляторных батареях.

Ну а в период весенне-осенней распутицы и при эксплуатации в сложных дорожных условиях:

  • снимайте жалюзи и промывайте водой поверхность радиаторов;
  • по окончании эксплуатации в сложных дорожных условиях, но не более чем через 500 км пробега, проверяйте уровень масла в картерах бортовых передач и в случае обнаружения воды или грязи в масле не поленитесь заменить его!!!!!!!!!!

4

Други мои, не забывайте про эксплуатационные регулировки вездеходов:

  • Регулировка привода управления двигателем
  • Регулировка привода управления сцеплением
  • Регулировка остановочных тормозов
  • Регулировка тормозов механизмов поворота
  • Регулировка зазора между роликом рычага тормоза механизма поворота и впадиной кулака
  • Регулировка свободного хода поводковой коробки фрикциона механизма поворота
  • Регулировка сцепления
  • Монтажные регулировки
  • Регулировка фрикционов механизма поворота транспортера тягача
  • Регулировка привода управления главной передачей
  • Регулировка рычагов управления

К сказанному выше хочется добавить, хоть «Мэтлы» выглядят сурово и способны преодолевать препятствия высотой до полуметра, горные перевалы, лесисто-болотистую местность, снежные и водные преграды, но все таки к ним нужно относится с нежностью, вот так!